register

Этапы разработки мобильного приложения

Назад
02
Фев 2022

При разработке мобильного приложения существуют ряд особенностей и технических аспектов, которые нужно учесть на ранних стадиях работы над проектом. Мы расскажем, как процесс разработки построен в нашей компании.

За счет соблюдения этих нюансов вы сможете не наступить на грабли при разработке и, как следствие, успешно запустить в жизнь приложение, вложившись при этом в планируемый бюджет. В этой статье мы расскажем из чего состоит мобильное приложение и что нужно учитывать на каждом этапе.

Анализ бизнеса клиента

Анализ бизнеса клиента

Перед тем, как приступить к написанию технической документации стоит детально изучить бизнеса клиента. Во время этого этапа мы фокусируемся на 3-х составляющих:

  • Погружаемся в бизнес заказчика. У всех есть свои особенности: во взаимодействиях с клиентами, в бизнес-процессах, во внутренней кухне. Важно выяснить все детали бизнеса, чтобы будущее мобильное приложение максимально удовлетворяло задачам проекта.
  • Рассматриваем текущие боли бизнеса и цели, достижение которых стоит перед создаваемым приложением. Часто после этого меняется концепция приложения, так как ранее выбранное IT-решение перестает работать для достижения обозначенных целей.
  • Анализируем конкурентов и их IT-решения. Это помогает перенять чужой опыт и не делать ошибки, которые другие допустили.

Исходя из полученных данных, формируем сценарии использования приложения и его функциональные возможности.

Составление технического задания

Составление технического задания

После того как получена четкая картина бизнеса, наша команда переходит к написанию технического задания. Это документ, который будет включать все требования и этапы разработки мобильного приложения: от самой концепции приложения и до тех элементов, которые нужно будет протестировать на платформе App Store или Play Market.

7 главных элементов, которые нужно учитывать:

  1. Системы внутри компании. Изучаем программные решения, которые внедрены в компании, особенно те, с которым придется интегрироваться в дальнейшем.
  2. Похожие решения. Наш бизнес-аналитик анализирует приложения из вашей сферы или из других сфер со схожим функционалом, формирует перечень их слабых или сильных сторон.
  3. Пожелания по дизайну. Во время данного этапа фиксируются все требования к дизайну будущего мобильного приложения. Здесь важно понимать, что некоторые запросы по анимации либо особенностям дизайна могут повлиять на выбор используемых технологий.
  4. User stories. Cпециалист нашей компании прописывает все основные и дополнительные сценарии использования приложения пользователями с целью выявления недостающего функционала, реализация которого необходима для полноценного функционирования проекта.
  5. Изучение целевой аудитории. Бизнес-аналитик совместно с маркетологом анализируют особенности аудитории, которая будет пользоваться приложением: локация (языковой вопрос, а также сезонные предложения/акции), платежеспособность и используемые девайсы. За счет этих данных ваш мобильный продукт будет более эффективным и востребованный для вашей ЦА.
  6. Выбор технологий. Существует нативная (отдельные приложения для Android или IOS) и кроссплатформенная (единый код для двух систем) технологии разработки мобильных приложений. Необходимый бюджет на проект при использовании кроссплатформенного фреймворка будет меньше, чем при написании двух нативных приложений. Однако стоит учитывать тот факт, что если будущий проект сложный, требует работы с файловой системой, использования 3Д-графики или отпечатков пальцев, то с решением подобных задач значительно лучше справится нативная технология.
  7. Например, при разработке приложения конвертера валют было установлено, что оно будет содержать функции, которые могут быть реализованы только нативным инструментом (фоновое обновление валют, онлайн-покупки, виджеты), потому использование кроссплатформенного решения для оставшихся задач (вывод списка курса валют и пары ознакомительных экранов) не будет рентабельным.

  8. Финализация. Когда ТЗ будет на завершающей стадии, важно еще раз проверить, решает ли приложение боли и потребности, которые были выявлены на старте. Часто бывает, что переделки и доработки функционала приложения уводят от первоначальной проблемы, и в итоге она так и не будет решена.

Прототипирвоание мобильных приложений

Составление прототипа

Создание прототипа важный этап, потому как именно визуализация является одним из основных факторов успешности приложения. На этом этапе задача менеджера отрисовать все экраны взаимодействия.

Если приложение удобное (а фундамент удобств закладывается именно при создании UX макета — прототипа), то шанс того, что приложение понравится пользователям, явно возрастет.

Кроме того, именно на этапе создания прототипа проводится тестирование прописанных в ТЗ сценариев использования. Также с помощью прототипа может быть выявлен функционал, который был упущен, а также какие-то логические несоответствия, которые были незаметны при написании ТЗ.

При разработке прототипа мы учитываем следующие нюансы:

  • Основные элементы навигации и управления должны быть внизу, чтоб их было удобно нажимать большим пальцем;
  • Для экономии пространства логотип можно использовать не на всех экранах, а только на главном и вместо прелоадера загрузки;
  • Стоит избегать размещения подсказок в неочевидных элементах интерфейса;
  • Элементы навигации не должны быть размещены слишком близко друг к другу, так при клике пользователь может нажимать сразу на несколько кнопок, запрашивая таким образом выполнения ненужного действие;
  • Будет ли приложение доступно в разных положениях экрана — портретном и горизонтальном или нет (можно выбрать один вид отображения и закрепить его на программном уровне);

Дизайн мобильного приложеия

Дизайн проекта

Для мобильных приложений кроме функциональных элементов нужен дизайн, который будет соответствовать всем тенденциям и требованиям UX. На рынке сейчас огромная конкуренция и важно, чтоб именно ваш продукт запоминался в голове у покупателя.

Проработка и создание дизайна включает два важных компонента: потребности пользователя и элементы самого UX. Что касается потребность пользователя — то сюда можно отнести: навигацию, связь экранов, очередность компонентов, в то время как для UX необходимо соблюдать сочетание цветов, фирменный стиль, размеры текста и композицию объектов между собой.

Особенности, которые мы обязательно учитываем при разработки дизайна наших приложений:

  • Размер шрифта основных элементов, не должен быть менее 14px, иначе он может быть плохо читаемым;
  • Цвета интерфейсных элементов должны подсказывать пользователю, как работать с приложением. Например, какие элементы кликабельны, а какие нет, правильно ли пользователь выполнил действия, или что-то нужно исправить;
  • Финальный дизайн следует адаптировать под 5 самых популярных размеров экранов, чтобы приложение одинаково хорошо отображалось у всех его пользователей.

Программирование

После готового ТЗ и отрисованного дизайна для приложения работа над проектом перемещается на стадию программирования. Во время этого этапа создается функционал самого приложения. Этот процесс подразделяется на две части: Front-end (клиентская) и Back-end (серверная) части.

Для написания Front-end приложения мы используем следующие технологии: для нативных приложений — Kotlin для Android и Swift для IOS; для кроссплатформенных приложений — Flutter.

Основным стеком для написания Back-end части является язык программирования Python, фреймворк Django. Данный фреймворк подходит как для разработки простых приложения, стартапов, интернет-магазинов, так и для высоконагруженные сервисы (например, популярнейшие сервисы Instagram, Spotify, Youtube написаны с использованием языка программирования Python Django).

Во время разработки обеих частей проекта существуют определенные особенности, про которые также не стоит забывать:

Программирование мобильных приложений

Front-end

  1. Поскольку экран мобильного приложения намного меньше чем Desktop, то невозможно выдать такое же количество фильтров и категорий, которые есть на стандартном сайте. Для этого делаются специальные динамические или скрывающиеся фильтры.
  2. Front-end разработчики ответственны за получение данных от юзеров (геолокация, камера, доступ к камере и тп). Мы прописываем каждый элемент в коде отдельно, чтобы ваше приложение могло получить все необходимые данные от пользователей как для IOS, так и Android
  3. Если вы хотите, чтобы ваше приложение работало даже в те моменты, когда отсутствует интернет, то разработчик должен будет создать локальную базу данных для приложения. Например, пользователи приложения интернет-магазина смогут перемещаться по магазину и добавлять желаемые товары в корзину без какого-либо интернет-соединения. Оплату они смогут произвести, как только появится интернет.
  4. Помимо того, что в приложении прописываются пользовательские сценарии, не стоит забывать про такие важные элементы, как свайпы или скроллы. Если вы хотите, чтобы у юзера приложения была такая возможность, то данный элемент нужно заложить на стадии дизайна.

Back-end мобильного приложения

Back-end

Эта часть приложения, которая не менее важная чем Front-end, поскольку в зависимости от скорости загрузки приложения и отображения элементов зависит популярность вашего приложения.

  1. Согласно исследования Back-end разработчика компании Mail.ru Group Дмитрия Швеенкова, процент пользователей, которые удаляли приложения из-за медленной загрузки, равнялся 70%. Для того, чтобы back-end работал и отдавал все ответы на запросы быстро, необходимо заранее подумать про оптимизацию кода и кэширования данных, а также заложить время на рефакторинг.
  2. Если вашим приложением будут пользоваться люди из разных стран, то важно сделать так, чтобы push-уведомления приходили для них в удобное время.
  3. Еще один важный момент, который нужно настроить на back-end части проекта — это отображение специальных акций или товаров в зависимости от местонахождения.

Тестирование мобильных приложений

Тестирование

За счет этого этапа устраняются все баги и технические несоответствия в приложении. Игнорировать данный этап — значит потерять первых пользователей после запуска, поскольку какие-то модули могут не работать на том или ином устройстве.

Как и при тестировании сайтов, в веб-приложении сначала тестируется верстка и ее соответствие дизайну, после этого проверяется функциональная часть проекта. При тестировании программной части наша команда обращает внимание на два компонента:

  1. Версия операционной системы. Во время тестирования приложения, не столь важно разрешение экранов или год выпуска смартфона. В первую очередь, важна версия ПО. Технические требования к ПО должны быть указаны в техническом задании. Сразу проверяем самую последнюю, то есть востребованную версию.
  2. Внутренняя оболочка приложений. При разработке Android-приложений возникают некоторые нюансы, связанные с особенностями самой операционной системы, встроенной оболочки устройства. В частности, такие особенности есть у смартфонов VIVO, Samsung, Realme, Xiaomi, OPPO, Lenovo. Во время разработки большая доля времени уходит именно на дебаг “мелочей”, вызванных этими оболочками.

Особенности загрузки приложений в App Store или Play market

Запуск

После того, как приложение готово, его нужно добавить на маркетплейс App store и Play market. К сожалению, данный этап не лишен проблем, так как приложение должно соответствовать политике платформ, а некоторые требования бывает сложно соблюсти. Так, для соответствия политике платформ App Store или Play Market, важно помнить, что приложение должно содержать только качественные, авторские картинки, а также контент не нарушать политику платформы.

Для того, чтобы приложение активно скачивалось, нужно добавить изображения и видео самого интерфейса программы в описание на платформу. Так пользователь поймет его смысл и составляющие компоненты. Не стоит забывать про рейтинги и комментарии. Чем ниже рейтинги, тем менее вероятность, что Ваше приложение выйдет в топ по категории, для которой вы разрабатываете приложение (обучение, бизнес, игры).

Резюме

В данной статье мы рассказали про основные этапы разработки приложения, а также технические особенности, которые встречаются во время каждого этапа. Как вы видите, разработка приложений не лишена сложностей, будь-то написание ТЗ или программирование, поэтому создание такого комплексного проекта, как мобильное приложение, лучше отдать компании, в которой за каждым этапом закреплен отдельный сотрудник.

Если вы хотите заказать разработку мобильного приложения и хотите узнать сколько это будет стоить, какой подход лучше выбрать (нативный или кроссплатформенный), то оставьте свои данные, и наши менеджеры с вами свяжутся.

Какие этапы разработки мобильного приложения?

Мобильное приложение охватывает 7 этапов:

1. Анализ бизнеса клиента
2. Составление технического задания
3. Разработка прототипа
4. Создание дизайна
5. Программирование
6. Тестирование
7. Запуск

Как называется первый этап разработки мобильного приложения?
Первый этап разработки мобильного приложения — это составление технического задания к проекту. Техническое задание будет включать: анализ вашего бизнеса, технология, на которой будет писаться проект, набор функциональных элементов, которые будет содержать ваше приложение.
Какие этапы проходит приложение в процессе создания?

Мобильное приложение в процессе создания проходит 3 основных этапа:

  • Front-end — написание функциональной части проекта, которая отвечает за пользовательскую часть: личный кабинет, расположение элементов, получение личных данных от пользователей.
  • Back-end — часть проекта, связанная с серверной частью, которая не видна пользователю. Во время этой стадии программист работает над организацией структурирования данных, обработкой и получением данных на Front-End.
  • Тестирование — поиск и исправление кода в зависимости от версий операционной системы, проверка исправности всех элементов на отдельных марках телефонов (VIVO, Samsung, Realme, Xiaomi, OPPO, Lenovo).
Ilya Smyrnov

Автор: Ilya Smyrnov

Должность: CEO, Business analyst

Биография: Более 8 лет занимаюсь анализом бизнесов клиентов и повышаю их эффективность с помощью внедрения IT-решений.

Спасибо за ваш интерес!

Мы с вами свяжемся в ближайшее время