Цифровая трансформация бизнеса:
Согласно исследованию Бизнес школы Гарварда, валовая прибыль диджитализированных компаний в среднем на 18% больше, чем у отстающих организаций. Эта разница часто отделяет растущий бизнес от стагнирующего.
Поэтому диджитализация бизнес процессов — это не очередное модное словечко, а процесс, необходимый для выживания и развития предприятия.
Далее расскажем, в чем суть digital-трансформации бизнеса, а также какие возможности и риски в ней заключены.
Что такое диджитализация
В контексте бизнеса диджитализация — это преобразование организации с помощью современных технологий для достижения бизнес-целей.
К современным причисляют технологии Третьей и Четвертой индустриальной революции.
Индустрия 3.0 — это компьютеры, мобильные телефоны и интернет.
В когорту технологий индустрии 4.0 входят: искусственный интеллект (AI), блокчейн, облачные сервисы, периферийные вычисления (Edge Computing), большие данные (Big Data), виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), автономные роботы, 3D-печать, интернет вещей (IoT).
Системное внедрение этих технологий повышает прибыльность компании и упрощает жизнь руководителей, работников и клиентов.
В чем разница между дигитацией, диджитализацией и цифровой трансформацией
Дигитация, оцифровка — это перевод физических объектов и операций в цифру. Вместо шкафов с бумагами теперь у вас облако с электронными файлами, вместо аналогового телефона — скайп и IP-телефония. Оцифровка — необходимое, но недостаточное условие для диджитализации.
Диджитализация, цифровизация и цифровая трансформация — это одно и то же. Иногда под «цифровой трансформацией» подразумевают итог диджитализации. Но обычно эти слова используют как синонимы. Так делаем и мы.
Суть цифровой трансформации
Цифровая трансформация — это стратегическое изменение бизнеса, а не косметический ремонт. Если ресторан добавил меню в Фейсбук, это не диджитализация, а только шажок в ее направлении.
Чтобы глубже понять суть явления, сравним поверхностные представления и реальные признаки цифровых трансформаций.
Ложные атрибуты | Суть |
Использование современных гаджетов, потому что «так делают все» | Внедрение технологий для достижения бизнес-целей> |
Достаточно просто всё оцифровать | Необходима технологическая и культурная трансформация |
Незначительная оптимизация операций | Поиск новых возможностей и бизнес-моделей |
Временный проект, создание «продвинутого» отдела | В трансформацию вовлечена вся компания |
Ситуативное улучшение, тактический ход | Процесс, требующий глубокого анализа бизнеса и выработки стратегии |
Цели и задачи диджитал-трансформации
McKinsey выделяет такие цели и задачи цифровизации компаний:
Цель: улучшение клиентского опыта.
Задачи: бесшовная омниканальная коммуникация; предоставление услуг вне зависимости от места и времени.
Цель: улучшение продукта и услуг.
Задачи: разработка новых продуктов и сервисов; дополнение традиционных продуктов цифровыми возможностями.
Цель: оптимизация поставок, маркетинга и продаж.
Задачи: повышение ROI интернет-маркетинга; дополнения традиционных каналов цифровыми.
Цель: автоматизация цифровой логистики.
Задачи: автоматизация поставок; полная сквозная обработка; автоматическая реконфигурация оборудования и софта; виртуальное обслуживание и администрирование.
Цель: оптимизация рисков.
Задачи: улучшенный таргетинг на основе данных о пользователях;
встроенный/автоматизированный контроль и профилирование рисков.
Цель: провести трансформацию менеджмента.
Задачи: внедрение системы оповещения менеджмента в реальном времени; автоматизация принятия решений; бесшовная интеграция со сторонними сервисами.
Составляющие диджитализации компании
Три главных объекта цифровых трансформаций — это клиентский опыт, бизнес-процессы и финансовые модели.
Улучшение клиентского опыта
- Изучение потребителей с помощью инструментов аналитики, соцсетей. Сегментация ЦА, анализ поведения и ожиданий пользователей.
- Использование новых технологий для улучшения продаж и техподдержки. Предиктивный маркетинг, упорядочивание операций.
- Применение технологий гео-локации, соцсетей, мессенджеров и дополненной реальности для расширения точек взаимодействия с клиентом.
- Возможность самообслуживания.
Изменение бизнес-процессов
- Автоматизация операций. Программы выполняют рутинные задачи, люди занимаются креативом и стратегией.
- Использования виртуальных платформ коллаборации (Трелло, Джира). Распространение знаний, обеспечение возможности удаленной работы. Улучшение коммуникации.
- Учет продуктивности сотрудников. Прозрачность в оценке работы.
- Принятие решений на основе данных как для внутренних операций, так и в работе с клиентами.
Обновление бизнес модели
- Комбинирование диджитал и и традиционных предложений. Использование распространяемых цифровым путем продуктов.
- Новые диджитал бизнесы. Пример дополнения физического продукта цифровым решением — фитнес трекер с GPS и Bluetooth для измерения тренировок пользователей.
- Глобализация. Координирование команды исполнителей из разных регионов. Интеграции отделов корпорации из разных стран. Выход на международные рынки.
Диджитализация технологий и культуры
Digital-трансформация это не только о железе, но и о людях. Чтобы провести полноценную цифровую трансформацию, компаниям нужно внедрить инновации как IT-инфраструктуру, так и в HR-процессы.
Цифровая трансформация ИТ-инфраструктуры
Четыре кита современной инфраструктуры — это облачные сервисы, компьютерная сеть, мобильность и безопасность.
Миграция на облако
Облачные сервисы стали основной платформой для инновационных трансформаций. В отличии от собственных серверов, облако дает возможность на ходу увеличивать или уменьшать вычислительные ресурсы, в зависимости от потребности. Это экономит время и бюджет. Плюс, облачные провайдеры — Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud — инвестируют миллиарды в обеспечение стабильности и безопасности своих дата-центров.
Модернизация сетей
Чтобы использовать возможности интернета вещей и подключенной рабочей силы (Connected Workforce), нужно модернизировать сеть. Для этого перейти от манипулиции отдельными роутерами и свитчами до программно управляемой сети. Это позволит изменять конфигурацию сети без ковыряния в оборудовании. А использование периферийных вычислений повысит скорость и стабильность соединения.
Регуляция мобильности
Согласно Small Business Trends, в среднем работники используют 2.3 устройства: настольные ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны. Для регуляции использования гаджетов существуют политики управления мобильностью предприятия: CYOD, COBO, COPE или BYOD. Они предписывают, как и какие устройства использовать для работы, что можно работать в офисе, как подключаться к базам организации удаленно.
Инфраструра безопасности
В диджитализированных компаниях много устройств и все они подключены к интернету. Это увеличивает риск атак. Облачные технологии и мобильной политики уже дают некоторый уровень безопасность. Но для полной защищенности, нужна комплексная стратегия безопасности.
Цифровые трансформации HR-процессов
HR процессы можно сделать более эффективными с помощью приложений самообслуживания, автоматизации, онлайн-рекрутинга, геймификации, использования VR и других технологий.
Приложения для самообслуживания сотрудников
Работники фирмы из Большой четверки Deloitte используют приложение, которое сравнивает их продуктивность с коллегами. Программа дает консультантам персональные рекомендации по улучшению эффективности.
Автоматизация обработки документов
Пример диджитализации— HealthMetrics. Эта платформа позволяет обрабатывать медицинские справки сотрудников и оплачивать услуги мед. учреждений автоматически.
Рекрутинг в соц. сетях
LinkedIn и Facebook превращаются в основной канал поиска сотрудников. Согласно опросу Talennow, 70% эйчаров находили сотрудников в соцсетях.
Геймификация
Внедрение элементов игры в рабочий процесс повышает мотивацию работников. Вместо нафталиновой доски почета, компании могут использовать интерактивные лидерборды. Сотрудники будут видеть в режиме реального времени, кто набирает больше баллов за работу. По итогам месяца, квартала или года победителей мотивируют бонусами и премиями.
Например, австрийское предприятие Астро оплачивает сотрудникам, которые берут меньше больничных, расходы на гаджеты и путешествия.
VR для обучения
VR и AR дают практику, приближенную к боевым условиям. Например, в Walmart сотрудников готовят к Черной пятнице с помощью VR. Так они будут готовы к хаосу толпы, который нередок в дни больших распродаж.
Культура
Поколение Y, рожденное с 80-го по 2000-й, становится самой многочисленной демографической группой на работе. Это поколение привыкло к демократичному стилю менеджмента. Поэтому смена вертикальной иерархии на горизонтальные связи, предоставление автономности подчиненным, распространение Scrum и Agile за пределы ИТ-отрасли — это тренды ближайших лет.
Преимущества цифровой трансформации компании
Эффективность
Автоматизация бизнес-процессов снижает расходы в расчете на одну операцию. А комбинирование современных технологий максимизирует эффективность бизнеса.
Один из отелей на Гоа внедрил систему контроля освещения и климата. Система подключается к системам отеля и с помощью анализа больших данных и периферийного вычисления, добивается сохранения энергии на 12% и комфорт постояльцев.
Продуктивность
Используя интернет вещей автоматизированное производство, аналитику данных и профилактическое обслуживание, компания может производить больше, задействуя меньше ресурсов и работников.
Диджитализация производства практически всегда приводит к оптимизацию процессов. К примеру производитель кофе из Индонезии использует IoT. На основе собираемых данных, они дистанционно проводят профилактику и обслуживание обжарочных аппаратов. Это позволило сократить время на обслуживание на 50%, а расходы — на 20%.
Повышения ROI
Использование инструментов диджитал-маркетинга снижает стоимость приведения (CAC) и удержания клиента (CRC).
К другим преимуществам относятся: прозрачность внутренней деятельности,
консолидация данных о взаимодействии с клиентами из разрозненных источников в единый понятный формат, глобализация торговли.
Препятствия и риски на пути к диджитал-трансформации компании
По данным Microsoft, каждая вторая компания в Центральной и Восточной Европе называет нехватку финансирования для диджитал трансформации.
Tech Pro Research приводит еще два критических барьера: обеспечение безопасности и неприятие изменений сотрудниками.
К другим технологическим сложностям относятся: миграция со старых платформ, изолированность баз данных, отсутствие релевантных навыков у штатных работников.
К организационным барьерам причисляют недостаток видения у менеджмента и отсутствие культуры внедрения инноваций.