register

Разработка мобильных приложений

В статье расскажем о преимуществах создания мобильного приложения для бизнеса, о том, как проходит и сколько стоит разработка, приведем советы по выбору подрядчика.

Преимущества создания мобильного приложения для бизнеса

В этом разделе рассмотрим ключевые преимущества разработки приложения и дополним их статистикой из отчета от Ericson за июнь 2020-го.

Создание мобильных приложений позволяет:

  • Выйти на большой и динамично растущий рынок. В мире 5.5 млрд пользователей мобильных устройств. В 2020 количество загрузок приложений возросло на 13%, по сравнению с прошлым годом, и составило рекордные 35 млрд в месяц.
  • Выиграть борьбу за внимание. Пользователь проводит в смартфоне 170 минут в день и 120 минут в ПК. 89% всего времени припадает на мобильные приложения и только 11% на браузинг сайтов.
  • Нарастить продажи. 47% продаж интернет-магазинов и маркетплейсов происходят через приложения.
  • Не отставать от конкурентов. 72% опрошенных компаний планирует инвестировать в мобильную разработку в ближайшей перспективе.
  • Монетизировать идеи. Ожидается, что в 2020 году доход от приложений составит 189 млрд долларов. И хотя 96% приложений загружаются бесплатно (91% для iOS), именно бесплатные приложения приносят 98% всей прибыли на этом рынке.

Различные виды мобильных приложений дают возможность освоить новые каналы для работы с имиджем и репутацией бренда, оптимизировать внутренние процессы компании или запустить стартап.

Способы разработки

Принято выделять два подхода к разработке программного обеспечения (в т. ч. мобильного): шаблонный и индивидуальный.

Шаблонная разработка

Шаблонной называют разработку приложений на конструкторах и низко-кодовых (low-code) фреймворках.

Визуальные конструкторы позволяют сделать приложение без навыков программирования – перетягиванием готовых блоков в графическом интерфейсе (drag-and-drop).

Примеры таких билдеров: Webflow, Scapic, Makerpad.

Преимущества шаблонной разработки:

  • низкая стоимость,
  • скорость создания,
  • не требует технических знаний.

Недостатки:

  • ограниченный набор функций,
  • низкая производительность приложения,
  • ниже отзывчивость интерфейса,
  • хакеры знакомы с уязвимостями шаблонных приложений,
  • бесплатные конструкторы встраивают в приложение свою рекламу.

Шаблонная разработка лучше всего подходит для любительских проектов и микробизнеса.

Низко-кодовые фреймворки

Low-code фреймворки – это немного более гибкий вариант шаблонной разработки. Их возможности шире, чем у конструкторов. Но в то же время работа с ними требует определенной технической подкованности.

Популярные сервисы: Buildfire, Kissflow, Mendix.

Индивидуальная разработка

При индивидуальной, или кастомной, разработке мобильное приложение пишется с нуля и выкраивается под требования заказчика.

Преимущества мобильной разработки под ключ:

  • Эффективность. Приложение разрабатывается под задачи конкретного проекта. В нем есть все нужные для решения задач функции. В то же время оно не содержит избыточных модулей, утяжеляющих систему.
  • Поддержка работы с «железом»: камерой, сканером отпечатка пальца, bluetooth, GPS, видеопроцессором и т. д.
  • Быстродействие. Продуманная архитектура и чистый код позволяет сделать приложение, которое работает быстрее и потребляет меньше ресурсов смартфона.
  • Масштабируемость. При проектировании в архитектуру закладывается запас прочности с учетом прогнозируемой пиковой нагрузки. Поэтому кастомная разработка подходит для высоконагруженных проектов.
  • Безопасность. Можно внедрить технологии шифрования, многоуровневой аутентификации и другие меры защиты.
  • Автоматизация рутинных рабочих процессов.
  • Интеграция в экосистему. Мобильное приложение можно синхронизировать с другими программами вашей организации: сайтом, ERP, CRM.

Недостатки:

  • Высокая первоначальная инвестиция. Нужно оплатить работу квалифицированной команды.
  • Длительность. Полный цикл разработки занимает не менее нескольких месяцев.

Индивидуальная разработка подходит для среднего и крупного бизнеса, а также для стартапов и госучреждений. Малому бизнесу, в зависимости от бюджета и задач, может подойти как шаблонная, так и кастомная разработка.

Нативные, гибридные и кросс-платформенные приложения

С точки зрения технологий разработки, мобильные приложения делятся на нативные, гибридные и кроссплатформенные. Также к мобильным можно причислить интернет-приложения PWA.

Нативные приложения

Нативные приложения разрабатываются отдельно для каждой операционной системы – Android и iOS – с учетом особенностей и требований каждой из них.

При создании используются родные (отсюда название «native») для каждой системы технологии. Для Android – это языки программирования Java и Kotlin. Для iOS – Objective-C и Swift. Девелоперы работают с помощью нативных инструментов (SDK) и сред программирования (IDE).

Образно говоря, нативные приложения общаются с устройством на одном языке. Гибридные – используют переводчика. Отсюда вытекают плюсы нативной разработки.

Преимущества:

  • Скорость и отзывчивость UI. 80% пользователей сразу же удалят только что установленное приложение, если интерфейс работает с задержками.
  • Производительность. Нативные приложения лучше справляются со сложными вычислениями.
  • Возможности проектирования уникального пользовательского опыта и интерфейса. Интуитивная навигация.
  • Хорошее взаимодействие с компонентами устройства (GPS, камерой, сенсорами).
  • Надежность и безопасность.
  • Широкие возможности применения перспективных технологий: виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей и т. д.

Нативные приложения обеспечивают более качественный пользовательский опыт. Это, в свою очередь, положительно сказывается на продажах, конверсии, удержании, пожизненной ценности клиента и других бизнес-метриках.

Минусы:

  • Стоимость. Чтобы покрыть весь рынок, нужно инвестировать в разработку двух приложений – отдельно для iOS и Android.
  • Требуется высокая квалификация разработчиков.
  • Постоянная поддержка, чтобы соответствовать требованиям новых версий операционных систем и разных моделей устройств.
  • Приложения недоступно через поисковик или браузер.
  • Магазины Google Play и App Store берут комиссии за право публиковать приложения и получать платежи.

Нативное приложение уместно разрабатывать, если:

  • нужна высокая производительность, как в 3D-играх и видеоредакторах;
  • конкуренты задали высокий стандарт UX и нужно от них не отставать;
  • есть кросс-платформенные прототип и нужно вывести проект на новый уровень.

Android или iOS: какую платформу выбрать

Мобильная разработка – это Android и iOS. Суммарно эти операционные системы (ОС) занимают 98% рынка: Android – 68%, iOS – 30%.

Иногда из-за ограничений бюджета или по другим причинам, нужно остановиться на одной из этих платформ. Рассмотрим аргументы в пользу каждой из них.

Преимущества разработки на Android:

  • больше пользователей – 68% мирового рынка мобильных, в Украине – 84%.
  • открытая система, более широкие возможности кастомизации;
  • ниже стоимость лицензии издателя в магазине приложений – $25 единоразово, против $99 в год в AppStore.

Преимущества создания приложения на iOS:

  • платежеспособность клиентов Apple. Например, доля загрузки платных приложений для iPhone – 9% (против 4% у Андроид).
  • удобство разработки и тестирования. Гораздо меньше видов устройств, под которые нужно адаптировать приложение. Устройства на iOS делает только Apple. На Android: Samsung, Xiaomi, Sony, LG, Motorola, Lenovo, Huawei, Nokia, HTC и сотни других производителей.

Гибридные приложения

Гибридное приложение разрабатывается сразу на две платформы – Android и iOS.

Пишется HTML, CSS и JavaScript. Фактически создается сайт, который с помощью технологии WebView запускается на мобильном как приложение.

Гибридные приложения делают такие вендоры, как Evernote, Amazon и Netflix.

Плюсы:

  • скорость и простота разработки,
  • стоимость.

Минусы:

  • выше вероятность проблем с быстродействием интерфейса: задержек при кликах, скроллинге и анимациях;
  • нет полной интеграции с ОС;
  • Невозможно выполнить сложные функции, вроде продвинутого использования хранилища или встроенной аналитики и визуализации данных.
  • Зависимость от фреймворков, которые должны успевать за обновлениями двух платформ.
  • Возможные сложности с подгонкой под соответствие гайдлайнам двух магазинов приложений.

Популярные гибридные фреймворки: Apache Cordova, Ionic, NativeScript.

Кросс-платформенные приложения

Чтобы ускорить разработку приложений, IT-гиганты выпустили специальные наборы инструментов – фреймворки. Facebook разработал React Native, Google – Flutter, Microsoft – Xamarin.

При кросс-платформенном подходе, как и  при гибридном, разрабатывается одно приложение на две операционные системы. Разница же заключается в сути процесса. А именно, при кросс-платформенной разработке:

  1. Приложение пишется на полноценных языках программирования. Для React Native – это JavaScript / React, для Flutter – Dart и С++, для Xamarin – #C / .Net.
  2. Фреймворк собирает два отдельных исходника программы: для Android (.apk) и для iOS (.ipa).
  3. Операционная система считывает такой код как родной. Так обеспечивается  близкая к нативным приложениям производительность.

Примеры приложений: Skype, Tesla, Walmart.

Плюсы:

  • Экономия благодаря одной кодовой базе на две платформы.
  • Производительность и стабильность выше, чем у других гибридных решений.
  • Растущее комьюнити, обширная поддержка и появление большого количества новых плагинов.

Минусы:

  • Сложности в тестировании и исправлении багов.
  • Зависимость от того, насколько регулярно издатель будет обновлять и актуализировать фреймворк.
  • Сложность внедрения продвинутых функций, завязанных на геолокации, push-уведомлениях, сенсорах и т.д. Вероятность того, что придется делать куски кода на нативных языках.
  • Нужна опытная команда программистов. Желательно со знанием не только JavaScript, но и нативных языков.

При кросс-платформенной разработке сложнее поддерживать полноценную функциональность на обеих платформах с учетом их обновлений. К примеру, из-за подобных проблем после нескольких лет развития проектов на React Airbnb решила перевести приложения в нативный формат.

Мобильные веб-приложения PWA

Кроме приложений, которые устанавливаются на устройство, бывают мобильные интернет-приложения: адаптивные сайты и PWA (прогрессивные веб-приложения). Они открываются через браузер смартфона или ПК, как обычные сайты.

PWA во многом похоже на нативное приложение. Например, его ярлык можно закрепить в списке программ смартфона. Функционал и производительность прогрессивных приложений также достаточно высоки.

Этапы разработки

Разработка мобильных приложений с нуля состоит из восьми этапов: формирования концепции, оформления требований, проектирования архитектуры, моделирования опыта пользователя (UX ), дизайна интерфейса (UI) , программирования, тестирования (проверки качества/QA) и запуска.

1. Концепция.

Вначале необходимо провести предварительное исследование: сформулировать идею, понять, кто целевая аудитория и какие ее потребности, проанализировать конкурентов, продумать финансовую модель.

2. Требования.

Когда базовая концепция ясна, составляется список требований: какие функции реализовать, какие технологии использовать. Определяются ключевые показатели проекта (KPI), составляется техническое задание и договор.

3. Архитектура.

Архитектор ПО или просто опытный разработчик продумывают структуру приложения – то, как программа будет работать с данными, чтобы выполнялись задачи проекта.

4. Моделирование UX – опыта пользователя.

Создание скетчей и каркасов

Скетчи и каркасы – это схемы элементов интерфейса низкой точности. Скетчи обычно набрасываются на бумаге; каркасы, они же вайрфреймы, рисуются с помощью  специальных сервисов.

Моделирование workflow

Workflow, или рабочий процесс – это схема переходов пользователя по приложению. Задача этого этапа уменьшить количество кликов, необходимое для выполнения приоритетных задач.

По итогам анализа вносятся исправления в первоначальные варианты каркасов.

5. Проектирование UI – пользовательского интерфейса.

Сначала дизайнер продумывает стайлгайд – концепцию стиля. Смысл стайлгайда в том, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов, линий, шрифтов, кнопок и форм.

Затем на основе черно-белых схематичных каркасов рисуются цветные, детализированные макеты.

Чтобы проверить, насколько текущий вариант приложения соответствует требованиям, создается интерактивный прототип. Пока код ещё не написан, вносить изменения в проект относительно недорого.

6. Программирование.

Написания кода для оболочки (интерфейса) и логики (бэкенда).

Особенность мобильной разработки в том, что данные могут обрабатываться как самим устройством, так и внешним сервером.

Последний подход позволяет снять нагрузку с процессора телефона и упростить синхронизацию между разными устройствами пользователя. Минус состоит в том, что вынесенные на сервер функции не будут работать оффлайн.

7. Тестирование.

Проверяется функционал, юзабилити (проверка UX и UI), производительность и совместимость с разными устройствами. QA-специалисты документируют ошибки и отправляют отчеты программистам для доработки.

Для сбора живого фидбека проводятся фокус-группы и бета-релизы.

8. Запуск.

Бэкенд устанавливается на рабочий сервер. Дистрибутивы программ размещаются в магазинах приложений App Store и Google Play.

У Apple и Google есть гайдлайны – правила, которым должны соответствовать приложения. Например, в гайдлайне Apple пять разделов: безопасность, производительность, бизнес (монетизация), дизайн и законодательство.

Также во время подачи заявки вместе с файлами программы нужно приложить: уникальное название, иконку, скриншоты, короткое и полное описание, политику конфиденциальности, ключевые слова и данные о возрастных ограничениях.

Методы разработки

Описанные этапы идут планомерно, друг за другом, только в классической каскадной модели. Популярная ныне «гибкая» методология, или Agile, предусматривает несколько коротких циклов, включающих все этапы в сжатом виде.

Поддержка и продвижение

Чтобы приложение было успешным, работа по его поддержанию и раскрутке должна продолжаться всё время существования проекта.

После получения обратной связи от живых пользователей, скорее всего, понадобится исправлять ошибки в коде и дорабатывать новые функций.

Желательно непрерывно собирать аналитику по ключевым бизнес-метрикам, мониторить стабильность работы приложения, продвигать его внутри магазинов и через другие каналы.

Какие типы мобильных приложений мы разрабатываем

Для бизнеса

  • Базовое приложение. ~5 экранов, без бэкенда и подключения к интернету. Примеры: камера, аудио-, видеоплеер, простая игра.
  • Приложение на основе данных. Обрабатывает только определенную информацию. Примеры: приложение погоды, сводка биржи.
  • Приложение с авторизацией. Такое ПО поддерживает личные аккаунты, админку для модерации и управления, авторизация через соцсети. Примеры: программа лояльности, облачное хранилище.
  • Социальная сеть. Поддержка личного общения и групповых чатов, шаринг постов и файлов. Разветвленная бэкэнд архитектура. Разновидности социальных приложений: сайты отзывов, нишевые сообщества, приложения знакомств.
  • Мобильный интернет-магазин. Все функции приложения с авторизацией, плюс   каталог товаров с поиском и сортировкой, интеграция платежных систем.
  • Маркетплейс. Все функции интернет-магазина, плюс новые уровни учетных записей, функционал для поставщиков / продавцов, система рейтингов и отзывов, повышенная безопасность и устойчивость к нагрузке.

Для стартапов

  • Инновационное приложение для стартапа. Продвинутое использование компонентов телефона: камеры, датчиков, GPU. Реализация нестандартных решений в архитектуре ПО.
  • Приложение, взаимодействующее с внешним оборудованием, в частности, с использованием технологии интернета вещей.
  • MVP – минимально жизнеспособный продукт. Приложение, в котором выполнены только ключевые функции. Экономный и быстрый способ протестировать концепцию, получить обратную связь от живых пользователей и собрать новый раунд инвестиций.

Внутренние корпоративные решения

Приложения для оптимизации рабочих процессов компании. Ставятся напрямую в смартфон или планшет, а не через магазин.

  • CRM. Система для работы с клиентами. Мобильная CRM особенно актуальна для sales-менеджеров, работающих на выезде. Например, ваш сотрудник сможет на месте посмотреть подробности о клиенте, показывая ему объект недвижимости.
  • ERP. Система внутреннего планирования. Лучше всего работает как дополнение к стационарной ERP. Обеспечивает постоянный доступ к базе, синхронизацию, загрузку файлов в ERP прямо с телефона и другие возможности.
  • Системы автоматизации, бухучета, электронного документооборота для планшетов и смартфонов.
  •   Разработка корпоративных решений на Windows 10 под планшеты с процессором Intel. Мощность такого приложения не уступает программам для ПК.

Чек-лист по выбору разработчика

Если вы планируете заказать разработку приложения подрядчику, обратите внимание на такие моменты:

  • Стоимость. Если цена ниже рыночной, скорее всего над проектом будут работать разработчики-новички или в договоре будет предусмотрен неполный пакет услуг.
  • Готовность исполнителя составить техническое задание. Если разработчик предлагает сэкономить на подробном ТЗ, это говорит о его неопытности.
  • Наличие штатных программистов и дизайнеров.
  • Разбирается ли подрядчик в бизнес-процессах.
  • Портфолио и отзывы. Особенно обратите внимание на отзывы с независимых платформ, таких как Clutch и LinkedIn.

Наши преимущества

  • Фокус на целях. Наши проекты достигают запланированных показателей.
  • Нишевая экспертиза. Мы разбираемся в e-commerce, финансах, недвижимости, логистике и туризме, но всегда готовы осваивать и новые направления.
  • В наших офисах работают разработчики разных специализаций, дизайнеры, бизнес-аналитики.
  • Постоянная коммуникация. На каждый проект выделяем менеджера, который постоянно на связи с заказчиком.
  • Прозрачное ценообразование.
  • Гарантия, обучение и поддержка.
  • Комплексная диджитализация бизнеса. Создадим экосистему с единой синхронизированной базой: мобильное приложение, сайт, программы для управления и автоматизации.

Разработка мобильных приложений: цена и сроки

В разработке на заказ стоимость проекта формируется индивидуально. Чем сложнее приложение, тем выше ценник и тем дольше продлится проект. Минимальный срок разработки под ключ – 6 месяцев, максимальный – несколько лет.

Главные факторы, определяющие стоимость мобильного приложения:

  • способ разработки – шаблонная или индивидуальная;
  • технологический подход – нативный, кросс-платформенный или веб;
  • сложность и количество функций;
  • количество интеграций с внешними сервисами;
  • сложность интерфейса;
  • прорисовка уникальных визуальных элементов;
  • количество платформ – создание приложения для iOS, Android или обеих систем;
  • условия договора – поддержка, обучение, права на код и т. д.
  • ставка ИТ-подрядчика.

Чтобы узнать, сколько стоит разработка приложения по вашим требованиям, свяжитесь с нами через форму ниже, и мы с удовольствием подготовим для вас бесплатную смету.

Примеры работ

Мы специализируемся на:

Факты о WEBCASE

Последние публикации

Фокус на бизнес-целях

Подробнее

Спасибо за ваш интерес!

Мы с вами свяжемся в ближайшее время